Концерт в пустом зале. Как проходит "Домашний сезон" в Московской филармонии

24 апреля 2020

Денис Мацуев выступал перед пустым залом, а поклонники музыканта смотрели трансляцию в Сети.

Как проходит "Домашний сезон" в Московской филармонии

 New York Times выпустила подборку фотографий, объединенных заголовком «Великая пустота». Мегаполисы без людей застыли – величественно и тревожно. Там, где бил пульс жизни, – лишь ветер, или солнце, или мерцающий свет луны. Москва представлена необычно, кадром из Концертного зала им. Чайковского, 1505 пустых кресел – и два музыканта на сцене, виолончелист Александр Бузлов и пианист Лукас Генюшас. Зрелище сколь щемящее, столь и обнадеживающее: пока звучит музыка и есть те, кто ее слушает, пусть и в домашних условиях, мир не рухнул. Они играют ни для кого – и для всех: в трудные времена Московская филармония запустила проект трансляций «Домашний сезон».

Проект открыл Денис Мацуев – «Временами года» Чайковского и джазовыми композициями. Марафон подхватили Генюшас и Бузлов, гитарист Артем Дервоед и скрипач Никита Борисоглебский, а далее – пианисты Борис Березовский, Варвара Мягкова и их юная коллега Карина Тер-Газарян, Алексей Мельников, Николай Луганский, Андрей Гугнин, виолончелист Борис Андрианов. Здесь – и народные, и заслуженные, и артисты – пока – без званий, но со статусом лауреатов престижных конкурсов и любимцев публики. К последним совершенно точно относятся и ведущие трансляций – Артем Варгафтик и Ярослав Тимофеев.

Организовать такой масштабный проект с прямыми трансляциями именитых музыкантов может себе позволить только крупная концертная организация – ведь речь идет и о технической оснастке, и о возможности мобильного реагирования, так как ситуация в городе и стране меняется очень быстро.Концерт благотворительный, все выступали без гонорара.

 Денис Мацуев, открывший серию концертов без зрителей в Московской филармонии из-за ситуации с коронавирусом, признался, что испытал двойственные чувства, и назвал подобное необычным опытом.

"Вчера, безусловно, был особенный концерт во всех отношениях, потому что я впервые играл в пустом зале именно концерт. Это нельзя сравнить с записью: когда мы записываем пластинки, когда стоят микрофоны, ты понимаешь, что это исполнение потом будет звучать на дисках долгое время, и представляешь заполненный зал. Здесь - совершенно иная история, на которую мало, кто решится. Я знаю, что Московская филармония одна из первых в мире в подобной ситуации начала делать такие концерты, когда исполнитель играет в пустом зале и при этом он понимает, что по всему миру его смотрят миллионы зрителей", - написал артист в Facebook.

Он признался, что испытал двойственные ощущения, так как изначально сказывалась нехватка зрительской энергетики.

"Ощущение, надо сказать, двойственное, при том, что играл я в своем родном зале, на рояле, на котором я сыграл уже сотни концертов. Когда я начал играть "Времена года" П. И. Чайковского, до "Марта", "Апреля" я был абсолютно не в своей тарелке, потому что отдача зала, "химия", энергетика, которая с правой стороны тебя вдохновляет и заставляет ее удерживать в течение всего концерта, чтобы непрерывно чувствовать эмоциональную и интеллектуальную связь со слушателями, отсутствует, как будто глухая стена окружает, но при этом ты понимаешь, что в этот самый момент тебя видят и слышат миллионы", - добавил Мацуев.

Артист признался, что не хотел бы, чтобы подобные концерты стали традиционной практикой.

"Надеюсь, что скоро концертные залы откроются и публика в них с радостью вернется, потому что для музыканта отсутствие живых концертов трагично, это как отсутствие воздуха, чтобы дышать... Для меня же этот опыт еще раз подтвердил мое главное убеждение, что публика - это самый важный участник концерта, это лучший собеседник, критик и бесценная поддержка одновременно. Спасибо вам!" - заключил народный артист России.

 


Концерт в пустом зале. Как проходит "Домашний сезон" в Московской филармонии
_-_.pdf [278.98Kb]